National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступления


Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на IV Астанинском экономическом форуме.03.05.2011г.

3 мая 2011 года

Қадірлі қонақтар!

Құрметті форумға қатысушылар!

Ең әуелі құрметті меймандарға, осы форумға қатысушыларға қонақжай Қазақстан жеріне басқан қадамдарыңыз құтты болсын деп айтқым келеді!

Еуразия жүрегіндегі Елордамызда Астаналық экономикалық форумы осымен төртінші жыл өтіп отыр.

Халықаралық іргелі шараға қатысушылар қатары жыл сайын өсіп келеді.

Осыдан форумға үлкен қызығушылық бар екені бәрімізге байқалып отыр.

Бүгінде әлемдік қоғамдастық жаңа онжылдыққа қадам басты.

Қазіргі үрдістер дүние дамуының жаңа қарсаңында тұрғанын білдіреді.

Сондықтан дағдарыстан кейінгі кезеңде «жаңа қағидаттар қандай болады, қандай жаңа тәртіп орнайды» деген сауал баршаны толғандырады.

Мен мұндай ортақ қағидаттарды барлық елдердің күш-жігерімен қалыптастыруымыз керек деп санаймын.

Сонда ғана әлемдік құрылымның жаңа жүйесі баршаның және әрқайсымыздың мүддемізге сай болады.

Қазақстан әлемдік қоғамдастықтың күш-жігерін біріктіруде белсенді рөл атқаруға ұмтылып келеді. Оны бәріңіз білесіздер.

Бұл орайда біздің тәжірибеміздің мол екенін өздеріңіз жақсы білесіздер.

Қазақстанның осы рөлін айқындауға өткен жылғы ЕҚЫҰ-ға табысты төрағалығы және саммиттің өтуі дәлел бола алады деп санаймын.

 

Уважаемые участники форума!

Дамы и господа!

Я хочу поблагодарить всех участников за приезд на этот важный форум. Мы с удовольствием вас принимаем в нашей новой столице – городе Астане, и готовы создать все условия для нормальной работы и успеха нашего форума.

Казахстан сегодня - динамично развивающееся государство. Мы успешно преодолели несколько кризисов. Первый, самый страшный кризис – развал Советского Союза, когда наша экономика полностью была остановлена. Второй – Юго-восточный кризис. И самый большой кризис, который произошел в мире – это последний кризис, который мы успешно преодолеваем.

Думаю, что мы выходим на траекторию устойчивого экономического роста с высокими темпами, на уровне семи процентов. За все эти 20 лет мы не только построили наше государство, как вы видите, мы построили новую столицу всего за 12 лет. Это показатель уровня развития Казахстана, его надежности в будущем.

В прошлом году, основываясь на наших успехах, мы начали реализацию Стратегии развития страны до 2020 года, определив главной задачей посткризисного десятилетия -  перевести экономику на новый уровень.

Мы поставили перед собой задачу – к 2016 году войти в группу стран с высоким уровнем дохода, увеличив ВВП на душу населения до 15-ти тысяч долларов. Хочу напомнить, что если сравнить с 1994 годом, за это время экономика нашей страны выросла в 13 раз – от 700 долларов на душу населения до 10-ти тысяч долларов в этом году.

Главным инструментом её реализации является Программа форсированного индустриально–инновационного развития.

Она должна подготовить и обеспечить безопасность нашей экономики от будущих кризисов.

Однако, в глобализированном мире события, происходящие в одних странах, не могут не отразиться на развитии других. Мы взаимосвязаны.

Сегодняшний Форум – одна из признанных площадок поиска решений по таким вопросам. И я бы хотел поделиться с вами своим видением уроков нынешнего кризиса, вызовов будущего и перспектив нового десятилетия.

В последнее время появились признаки преодоления негативных трендов.

Однако еще не разрешены глубинные проблемы, вызвавшие самые крупные за последние 70 лет экономические катаклизмы.

Необходим всесторонний и объективный анализ уроков, преподнесенных миру нынешним кризисом.

Главный урок - недопустимость дисбалансов в экономической политике.

Болезненным, но важным и полезным, стало резкое сжатие огромного и бесконтрольного финансового рынка.

Другим следствием дисбалансов, в купе с дефектностью эмиссии мировых денег, стало «оголтелое» хождение по товарным и другим рынкам спекулятивного капитала.

Открытый рынок капитала в сочетании с нерегулируемым финансовым сектором — это бомба замедленного действия.

Она уже однажды взорвалась по всему миру, возможно, взорвётся ещё не раз.

Вторым уроком кризиса стало возросшее значение индустриальной и инновационнойполитики, особенно для развивающихся стран.

Многие страны включились в глобальную конкуренцию через инновации, новые технологии и формирование собственных корпоративных чемпионов.

Однако сегодня очевидны различия между финансовым сектором и «реальной» экономикой. И они фундаментальные.

Недавно журнал «Форбс» опубликовал очередной рейтинг «Глобал-2000». Это, своего рода, рентгенограмма мирового капитала, состоящего из 2000 крупнейших транснациональных компаний мира.

В совокупности они имеют выручку в 30 триллионов, прибыль - почти 1,5 триллиона и активы – 125 триллионов долларов.

Этот рейтинг ТНК можно условно разделить на две группы – «индустриальную» и «финансовую».

Первая - это почти 1700 участников капитала реального сектора. Она в разы превосходит вторую группу финансового капитала, но играет несравнимо скромную роль в мировом развитии.

Давайте задумаемся: насколько это соотношение равноправно и сбалансировано, каковы степень и уровень организационной оформленности и скоординированности действий на мировой арене каждой из них?

Глобальный кризис будет по-настоящему завершён только, когда будет обеспечен рациональный баланс между этими двумя органическими частями мирового капитала.

Третьим ключевым уроком стало возросшее понимание необходимости разумной социальной политики.

Её роль в последнее время необоснованно занижалась.

Известные события в арабских странах и даже в ряде развитых государств показали актуальность постоянного внимания к социальным условиям населения.

К сожалению, рыночные силы не везде смогли решить задачи адекватного обеспечения работой и продовольствием, социальной защиты и стабильности.

В целом, результатом указанных дисбалансов, стали разрыв между развитыми и развивающими экономиками; торговые споры; валютные конфликты; растущие долги государств; рост численности безработного и малоимущего населения.

Впервые в мировой практике стали потенциально возможными банкротства целых государств.

Осознавая имеющийся потенциал кризисных явлений, извлекая из них уроки, нам следует приступить к рассмотрению вызовов и перспективных задач мировой экономики во втором десятилетии XXI века.

Сегодня перед мировой экономикой стоят глобальные вызовы в трёх основных её секторах: финансовый; индустриально-инновационный и ресурсно-продовольственный.

Вызовы финансового сектора заключаются в дефектности мировой финансовой системы и ее основной состовляющей – мировой резервной валюты.

Именно существующая валютно-финансовая система, не отвечая принципам законности и демократичности, ослабляет рост, искажает макроэкономические принципы, мешает решать возникающие глобальные проблемы.

Для устранения этого дефекта потребуются кардинальные меры, до сих пор не имевшие прецедента.

Идея радикального преобразования находит всё больший отклик в среде экономистов, политиков на самом высоком межгосударственном уровне как ООН и G20.

Дефектность мировой валютной системы уже вынуждает некоторые страны предпринимать практические шаги для использования альтернативных валют.

Так, страны Боливарианского альянса уже говорят об операции с условной единицей сукре. Страны БРИКС приняли меморандум об использовании национальных валют для взаимного кредитования. Эти примеры не единичны.

В конечном итоге, все экономики мира придут к необходимости создания и введения наднациональной расчётно-платёжной единицы, а затем и глобальной валюты принципиально нового класса.

Об этом я говорил год назад на третьем Астанинском экономическом форуме с этой трибуны.

Индустриально - инновационные вызовы заключаются в необходимости сбалансированного промышленного развития экономик и справедливой торговли.

Все сегодняшние развитые государства всегда исторически защищали свою промышленность, обрабатывающую промышленность на заре их становления, считая их младенческой отраслью экономики.

США защищали свою обрабатывающую промышленность в течение 150 лет, следуя примеру Англии, а не ее советам.

Но всё это было забыто после падения Берлинской стены и Вашингтонский консенсус, МВФ, Всемирный Банк, ВТО теперь требуют от всех либерализации, приватизации и свободной торговли. Хочу напомнить, что во времена известного всем нам труда Адама Смита «Богатство народов» король Англии запрещал завоз в страну мануфактуры и того, что делается в самой Англии. Таких примеров в истории очень много, это делали лучшие экономисты мира от 1500-го до 1700-го года.

Теперь же, предлагая развивающимся экономикам свободную торговлю без протекции, индустриальные страны сами продолжают субсидировать, защищать множество своих отраслей - от сельского хозяйства до высоких технологий.

Как отмечают отдельные эксперты, внедрение этих реформ стало практическим синонимом неолиберализма и рыночного фундаментализма.

Но сегодня всё больше приходит понимание того, что это уничтожает промышленность в развивающихся странах и консервирует их бедность. К сожалению, амбициозная программа «Цели развития тысячелетия», принятая ООН, не решает эту проблему кардинально.

То есть бедным странам приказано оставаться сырьевыми или «банановыми», а развитым развиваться дальше за счет этого сырья.

В то же время, все мы понимаем, что только обрабатывающая промышленность даёт людям высокую заработную плату, больше поступлений в бюджет страны и одновременно развитие аграрного комплекса.

Свободная торговля экономик одного уровня развития выгодна, конечно, обеим странам, а для слабых стран торговать с сильными становится губительным для их экономик.

Такие дисбалансы привели к так называемым «валютным войнам», в основе которых лежат торговые споры. Поэтому, я думаю, будет понятно создание Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси для развития конкуренции среди схожих экономик перед общим нашим вступлением в ВТО.

Ресурсно–продовольственный вызов заключается в обеспечении мировой энергетической и продовольственной безопасности.

Он связан с первыми двумя вызовами, но ощутим не только для компаний и стран, а для каждого жителя планеты.

Рост цен на сырье, энергоресурсы вместе с ростом мирового потребления и природными катаклизмами привел к росту цен на продукты питания.

По данным Всемирного Банка, с начала текущего года цены на продовольствие выросли на 36 процентов.

В результате, страны с низким доходом и продовольственным дефицитом столкнулись с проблемами финансирования импорта продовольствия.

В итоге, с июня прошлого года число людей на планете, живущих ниже черты бедности, увеличилось на 44 миллиона человек. И с ростом инфляции на товары продовольствия это количество будет сильно увеличиваться.

Последствия продовольственных кризисов – это обострение социальной и политической обстановки по всему миру.

В этих условиях необходимо поддерживать продовольственную безопасность на региональном и  глобальном уровнях.

Важна  межстрановая координация и проведение согласованных,  цивилизованных действий.

Казахстан традиционно является экспортёром высококачественного зерна.

Наряду с этим, уникальные природные условия  позволили нам разработать программу по развитию экспорта экологически чистой  мясной продукции крупного рогатого скота и доведения его до 180-ти тысяч тонн к 2020 году.  Это очень серьезная, амбициозная программа. Я думаю, мы всё имеем для того, чтобы ее осуществить.

Мы приглашаем иностранных инвесторов к участию в проектах, имеющих крепкую основу в виде хорошего бизнес-климата, надёжных потребительских рынков  в соседних странах.

Сейчас ни одна страна не может жить по формуле: развивайся сейчас, а экологией займёмся потом.

Человечеству остро необходим реализуемый сценарий обеспечения безопасного энергоэкологического состояния  планеты.

Он должен стать выгодным всем странам и сейчас и в долгосрочной перспективе.

Как страна, обладающая огромными природными ресурсами, мы понимаем свою ответственность в обеспечении мировой энергетической безопасности.

Внедрение ресурсосберегающих технологий, инструментов «зеленой экономики» - это главные составляющие нашей индустриальной политики на ближайшее десятилетие.

Для участия в решении проблем глобального потепления мы будем ускорять технологическую модернизацию энергетики и развитие энергосбережения.

Ещё в 2007 году на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мной была выдвинута идея разработать «Глобальную энергоэкологическую стратегию».

Я предложил обсудить её на Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20», которая пройдёт в Бразилии в 2012 году.

Надеюсь, что она будет обсуждена и поддержана в рамках сегодняшнего форума.

Примером эффективности таких дискуссий служит объявленная на прошлогоднем третьем Астанинском экономическом форуме наша инициатива «Зелёный мост».

Сейчас она активно реализуется при поддержке ЭСКАТО ООН.

 

Уважаемые участники форума!

Только совместные усилия государств помогут трансформировать текущие и глобальные вызовы в новые возможности для обеспечения устойчивого развития.

Как мне представляется, общемировая политика будущего развития должна основываться:

во-первых, на скоординированном макроэкономическом управлении;

во-вторых, на глобальном регулировании рынков, от сырьевых до финансовых;

в-третьих, на эффективной валютно-финансовой системе.

Для первого направления важно, что министры финансов G-20 определили перечень универсальных индикаторов оценки состояния национальных экономик, способными стать «лакмусовыми» инструментами выявления дисбалансов.

Сегодня много говорится о создании системы регулирования мировых рынков, но скоординированное решение все ещё не выработано.

Разумное управление ценами на биржевые товары, особенно энергоресурсов и сырья, а также на рынках продовольственных товаров нуждается в международной координации.

Для решения вопросов обеспечения продовольственной безопасности необходимо стимулирование подъема аграрного сектора, особенно ее обрабатывающей части, в развивающихся странах, а индустриальным странам помочь им в доступе к развитым рынкам.

В части глобального управления финансовыми рынками акцент следует сделать на рынке производных ценных бумаг.

Все мы помним, что перед последним кризисом оборот рынка деривативов в восемь раз превышал суммарный ВВП всей нашей планеты.

И, наконец, создание новой мировой резервной валюты позволит выстроить прозрачную, понятную всем глобальную валютно-финансовую систему.

Резервы стран станут более устойчивыми. В целом это позволит укрепить перспективы будущего экономического развития.

Поэтому для усиления международной координации считаю необходимым заключение всеми странами Пакта о глобальном регулировании.

Все вышеизложенные подходы в решении обсуждаемых сегодня вызовов должны найти, на мой взгляд, отражение в данном документе.

Этот Пакт станет реальным инструментом для согласования ключевых элементов международной экономической политики.

 

Уважаемые участники форума!

Сегодня здесь собрались блестящие умы, теоретики и практики экономики. В том числе  проявила огромное внимание Организация Объединенных Наций, направив к нам заместителей Генерального секретаря. Здесь участвуют руководители крупнейших международных организаций туризма, аграрного комплекса и других.

Хотел бы выразить всем благодарность за то, что вы приняли приглашение, приехали на  IV Астанинский экономический форум.

Хочу особо отметить лауреатов Нобелевской премии, учёных мирового уровня – г-на Роберта Манделла, г-на Джона Нэша, сэра Джеймса Миррлиса, г-на Эрика Маскина, г-на Роберта Ауманна, г-на Финна Кидланда, г-на Роджера Корнберга и других участников. Большая вам благодарность и огромных успехов в работе!

Это ещё раз подчёркивает интеллектуальный характер нашего форума.

И это не случайно, так как инициатором и главным организатором форума является Евразийский экономический клуб учёных.

Итогом форума станут уже традиционные рекомендации для саммита «Большой двадцатки».

 

Құрметті қауым!

Мен біздің форумның халықаралық валюта-қаржы жүйесін тұрақтандыруға оң ықпал ететініне кәміл сенемін.

Атап айтқанда, дүниежүзілік жаңа валютаға өтуі бойынша Жол картасын әзірлеуге болады.

Әрине, бұл бір күнде немесе бір форумда шешімін табатын қадам емес екенін бәріміз білеміз.

Сондықтан бұл істі осы форумда бастап, тұрақты жұмыс істейтін форумның виртуальдық сайты арқылы жалғастырып, келесі жылы өтетін бесінші форумда қабылдау мумкіншілігіне қол жеткізуге болады деп сенемін.

Баршаңыз білесіздер, Астаналық экономикалық форумының маңызы жылдан-жылға арта түсуде.

Сондықтан келесі жылдан бастап ол тұрақты түрде мамыр айында өткізілетін болады.

Баршаңызды келесі жылдың 23-24 мамырында өтетін Бесінші Астаналық экономикалық форумның жұмысына қатысуға шақырамын.

Сөз соңында табысты жұмыс тілеймін.

Назарларыңызға зор рахмет!

Астана, Тәуелсіздік сарайы,

2011 жылғы 3 мамыр.


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать
Tokaev

Президент Республики Казахстан